Коммунальные платежи

Сохранить документ

MobiCash – глобальный сервис оплаты товаров и услуг

Сегодня платежная индустрия предлагает клиентам различные каналы обслуживания, но в связи с тем, что темп жизни ускоряется, потребители проявляют все больший интерес именно к мобильному каналу. Люди стремятся получить немедленный доступ к товарам и услугам в том месте, где они находятся, а также в том формате, который им удобен. Сегодня мобильный телефон уже не просто средство связи – это высокотехнологичное устройство, которое может использоваться как полноценный платежный инструмент.

По данным глобального исследования компании Gfk (TechTrends 2017), в России ярко выражен такой потребительский тренд как «моментальная доступность» (он характерен для 23 % российских онлайн-пользователей, в то время как в среднем по миру – 16 %). Кроме этого, в России много пользователей выходят в интернет, в том числе для совершения покупок, именно с мобильных устройств – 56 млн. человек в возрасте от 16 лет. При этом 53 % опрошенных онлайн-пользователей в России хотя бы раз совершали мобильные платежи за последние 6 месяцев.

Компания Compass Plus предлагает инновационный универсальный платежный сервис MobiCash, позволяющий быстро, удобно и безопасно оплачивать товары и услуги при помощи специального Приложения для мобильного устройства. В основе платежного Сервиса – интегрированные друг с другом технологии Online Banking ePayments (OBeP), Electronic Bill Presentment and Payment (EBPP), Secure e-Commerce.

Платежный сервис MobiCash дает возможность организовать различные способы приема оплаты в зависимости от вида Вашего бизнеса, типа предлагаемых товаров или услуг и даже каналов продаж.

В данном документе рассматривается вариант использования платежного сервиса MobiCash для оплаты коммунальных услуг.

MobiCash – глобальный сервис оплаты товаров и услуг

Описание проекта

В данном бизнес-кейсе рассматривается Вендор коммунальных услуг, предоставляющий своим Абонентам счета для оплаты в виде платежных (бумажных) квитанций (с QR-кодом формата ГОСТ для считывания совместимыми приложениями) или посредством личного интернет-кабинета Абонента. Наряду с традиционными способами оплаты квитанции (наличными денежными средствами в почтовом или банковском отделениях; через интернет или мобильный банк; погашением задолженности через платежные киоски) предлагается рассмотреть инновационный способ платежа с помощью мобильного сервиса MobiCash.

Проект по оплате коммунальных услуг с помощью Сервиса предполагает поддержку следующих технологических решений:

  • Переход на автовыставление счета в Приложении с помощью push-уведомлений (не путать с автоплатежами).
  • Передачу показаний приборов учета в момент оплаты счета.

Переход на технологическое решение по автовыставлению электронных счетов позволяет Вендорам коммунальных услуг уменьшить количество бумажных квитанций, что, соответственно, ведет к сокращению издержек на их печать и доставку.

Предлагаемое решение

Схема работы

Схема работы
  1. Счет на оплату может выставляться Вендором коммунальных услуг в двух вариантах: а) в виде бумажной квитанции, б) в электронном виде (непосредственно в Приложении).
  2. В случае выставления счета на бумажном носителе Пользователь/Абонент считывает QR-код с платежной квитанции с помощью Приложения, при этом возможно скорректировать вручную показания приборов учета и сумму, а также воспользоваться дополнительными функциями, связанными с отказом от рассылки бумажных квитанций и выбором автоматического выставления электронных счетов.
  3. Приложение связывается с процессинговым хостом Сервиса для дальнейшего осуществления транзакции. Абонент оплачивает счет.
  4. Деньги поступают на расчетный счет Банка-эквайера.
  5. Вендор коммунальных услуг получает уведомление о поступлении денежных средств и введенные Абонентом показания приборов учета.
  6. При наступлении очередного расчетного периода, на основании ранее выбранных параметров в Приложении, Абонент получает push-уведомление на свой смартфон о выставлении нового счета на оплату. В качестве другого способа уведомления может быть рассмотрено SMS-оповещение. Но данный вариант оговаривается отдельным соглашением с Вендором.

Схема оплаты счета Вендору коммунальных услуг

Схема оплаты счета Вендору коммунальных услуг

Описание шагов:

  1. QR-код с платежной квитанции или из личного интернет-кабинета сканируется Абонентом с помощью Приложения. QR-код содержит в себе сведения о номере счетчика, количестве счетчиков, номере лицевого счета и сумме оплаты. В результате создается счет, в котором Абонент, при необходимости, может отредактировать сумму платежа и показания приборов учета. Аналогично Абонент может зайти на страницу предприятия в приложении MobiCash, представляющую собой интерфейс хранилища шаблонов. Это дает возможность совершать оплату по данным, сохраненным по итогу предыдущего платежа, не вводя их повторно. Этот шаблон можно сохранить как посредством сканирования QR-кода с квитанции, так и в процессе ввода данных вручную. Приложение поддерживает хранение до 10 шаблонов.
  2. Абонент выбирает один из доступных для него вариантов оплаты, добавленных им в Приложение, и оплачивает счет, проходя дополнительную необходимую аутентификацию (ввод CVV2 и/или 3-D Secure) в случае необходимости.
  3. TX MobiCash (процессинговый хост) отправляет транзакцию POS Payment в процессинговую систему (FrontOffice) Банка-эквайера, в которой обязательно должен быть описан идентификатор Вендора для зачисления платежа. Примечание. Транзакции POS Payment могут быть заменены на ATM Payment или Telebank Payment, в зависимости от поддерживаемых Банком-эквайером операций.
  4. Процессинговая система Банка-эквайера отправляет транзакцию POS Payment Debit в Международную платежную систему.
  5. Осуществляется выгрузка транзакции в BackOffice-систему Банка-эквайера.
  6. BackOffice-система выгружает транзакцию в CBS Банка-эквайера.
  7. CBS Банка-эквайера формирует реестр зачислений для Вендора коммунальных услуг и переводит средства на счет Вендора коммунальных услуг.
  8. В Приложении в режиме открытой страницы предприятия при выборе уже сохраненного лицевого счета отображаются два переключателя параметров: 1) «Получать счета автоматически» и 2) «Отказаться от бумажной квитанции».
  9. При активации этих параметров Абонентом выбранные значения будут прикрепляться к счету и сохраняться при оплате. Т. е. факт оплаты (POS Payment Credit) будет считаться подтверждением отказа от бумажной квитанции или подписки на автовыставление электронного счета.
  10. Если Абонент выбрал через Приложение автовыставление счета и отказ от бумажной квитанции, то процессинговый хост Сервиса отправляет эти сведения Вендору коммунальных услуг.
  11. На основании полученных данных Вендор коммунальных услуг формирует файл, содержащий сведения по лицевым счетам (номер лицевого счета, сумму оплаты и показания счетчиков) Абонентов, выбравших автовыставление счета и отказ от бумажных квитанций. Файл загружается через интерфейс входящих файлов на хост Сервиса. Формат и структура хранения данных этого файла заранее оговорены и согласованы с Вендором коммунальных услуг.
  12. После окончания обработки файла со стороны Сервиса создаются счета на оплату для Абонентов и производится рассылка push-уведомлений на устройства Пользователей о необходимости оплаты выставленных счетов.

В зависимости от условий договоренности между Вендором коммунальных услуг и Сервисом за платежи взимается комиссия (отмечена на схеме синим и зеленым цветом). Существует два варианта взимания комиссии: «сверху» к сумме платежа (обозначена синим цветом), такая комиссия взимается с Абонента; «внутри» (обозначена зеленым цветом), такая комиссия удерживается банком с суммы совершенного платежа в пользу Вендора коммунальных услуг.

Варианты выставления счета

Бумажная квитанция

На платежной квитанции Вендора коммунальных услуг и/или в личном интернет-кабинете Абонента размещается QR-код, при сканировании которого в Приложении формируется текущий счет для оплаты.

Образец платежной квитанции:

Образец платежной квитанции

QR-код содержит параметры, необходимые для передачи данных об оплате Банку-эквайеру и Вендору коммунальных услуг. Для выполнения этой задачи в структуру QR-кода включены следующие обязательные поля для совершения транзакции:

  • наименование предприятия
  • реквизиты счета Вендора коммунальных услуг в Банке – получателе платежа
  • No лицевого счета Абонента
  • данные Абонента: ФИО, адрес
  • сумма платежа
  • показания приборов учета.

Параметры оплаты, кроме суммы платежа и показаний приборов учета, не могут быть изменены Абонентом. Для оплаты счета с помощью Приложения необходимо отсканировать QR-код и, при необходимости, изменить сумму платежа и показания приборов учета.

Страница предприятия в Приложении

Если Абонент впервые решил оплатить услуги Вендора коммунальных услуг или по какой-либо причине у Абонента не оказалось бумажной квитанции под рукой, для оплаты можно воспользоваться страницей предприятия, размещенной непосредственно в мобильном приложении MobiCash.

На представленных скриншотах показан порядок взаимодействия Абонента с Приложением:

  1. На странице предприятия необходимо нажать «Добавить / удалить лицевой счет».
  2. В открывшемся окне ввести номер лицевого счета. В Приложении сохраняется до 10 пользовательских шаблонов.
    Страница предприятия в Приложении
    Страница предприятия в Приложении

    Если Абонент единожды сканировал QR-код с выставленной ранее квитанции, то вся информация по его лицевому счету будет сохранена на странице предприятия. В этом случае бумажная квитанция больше не нужна, шаблон сохранен. Порядок взаимодействия Абонента с Приложением в данной ситуации следующий:

  3. На странице предприятия в открытом шаблоне счета Абонент может отредактировать показания приборов учета, а также настроить возможность отказа от получения бумажных квитанций и подписаться на автоматическое выставление ежемесячных электронных счетов, оповещение о которых он будетполучать в виде push-уведомлений. Абонент может оставить за собой возможность получения квитанций одновременно как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
  4. После клика на кнопку «Получить счет» Абонент перейдет на страницу оплаты счета.
    Страница оплаты счета
    Страница оплаты счета

Автоматическое выставление счета

Если Абонент подписался на автоматическое выставление счета от Вендора коммунальных услуг, то при наступлении очередного отчетного периода он получит на свое мобильное устройство push-уведомление о выставлении нового счета на оплату. В случае непоступления уведомления (например, по причине слабого сигнала сети) Абонент всегда сможет найти выставленный счет в разделе неоплаченных счетов.

Срок хранения неоплаченного счета в Приложении составляет 1 месяц. При необходимости данный счет можно аннулировать, нажав на соответствующую кнопку.

Преимущества решения

В результате внедрения сервиса MobiCash Абоненты и Вендор коммунальных услуг получают целый ряд неоспоримых преимуществ.

Преимущества для Абонентов:

  1. Оперативный и удобный способ оплаты коммунальных услуг.
  2. Отсутствие временных и трудовых затрат, связанных с посещением почтового, банковского отделения или платежных киосков для оплаты счета поставщика услуг. Оплатить счета с помощью Сервиса можно в любом месте, где есть интернет, и в любое удобное для себя время.
  3. Единый инструмент для оплаты счета и передачи показаний приборов учета.
  4. Возможность сохранения шаблонов счета.
  5. Возможность оплатить счета за услуги с любой привязанной к Приложению банковской карты.
  6. Все платежи в Сервисе защищены технологией 3-D Secure и соответствуют требованиям стандартов безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS.

Преимущества для Вендора коммунальных услуг:

  1. Экономия на расходах по созданию собственного мобильного приложения, его поддержке и актуализации.
  2. Дополнительный автоматизированный канал получения показаний приборов учета.
  3. Дополнительный канал оплаты счетов с возможностью выставлять Абонентам электронные счета.
  4. Сокращение затрат на печать бумажных квитанций.
  5. Удобный и эффективный способ оповещения Абонентов о выставлении новых счетов.

Технологические требования к мобильному устройству и банковской карте Абонента

Требования к мобильным устройствам, на которые устанавливается Приложение
Операционная система
  • Android v.4.4 и выше
  • iOS v.9.0 и выше
  • Windows 10
СвязьНаличие интернета (мобильный интернет или Wi-Fi).
Банковская картаЛюбая, подписанная на технологию 3D-Secure

Для того чтобы начать пользоваться Сервисом, необходимо скачать приложение MobiCash из магазинов приложений Play Market, App Store или Microsoft Store:

QR-код

Для того чтобы иметь возможность пользоваться полной функциональностью сервиса MobiCash, в Приложении необходимо зарегистрировать банковскую карту.

Сохранить документ

На данном сайте собираются метаданные пользователя (cookies, данные об IP-адресе и местоположении) с целью накопления статистической информации для анализа и улучшения работы сайта. Если Вы не согласны с обработкой вышеуказанных метаданных, то Вам необходимо покинуть этот сайт.
ОК