Большинство россиян в 2022 году не заметили неудобств из-за невозможности оплачивать зарубежные товары и сервисы

20 % россиян перешли на отечественные аналоги продукции ушедших из РФ брендов

Специалисты платежного сервиса Мобикеш подвели итоги года, выяснив, как повлияли на покупательский опыт россиян в 2022 г. изменения в финансовой сфере: уход международных платежных систем и брендов, отключение российских банков от SWIFT, невозможность доставки из зарубежных интернет-магазинов. В опросе приняли участие более 2000 пользователей сервиса Мобикеш. Большинство респондентов (53 %) считают, что изменения в финансовой сфере отразились на их покупательском опыте. 

ОПЛАТА ЗАРУБЕЖНЫХ СЕРВИСОВ И ТОВАРОВ

На вопрос «Доставляет ли вам неудобства невозможность привычным способом оплачивать зарубежные товары и сервисы и совершать покупки в зарубежных интернет-магазинах?» 56 % респондентов ответили отрицательно и только 44 % опрошенных отметили, что испытывают подобные неудобства. При этом наибольшее неудобство для респондентов доставляет невозможность привычной оплаты:
  • приложения в App Store, Google Play,
    Mac App Store – 20 %
  • товаров из категории «красота и здоровье» (iHerb, Lush, BeautyBay и пр.) – 18 %
  • одежды и обуви (Asos, Farfetch и др.) – 16 %
  • развлекательного контента (Netflix, Spotify, киновселенные Marvel и DC и др.) – 13 %
  • облачного ПО и сервисов (Adobe, Microsoft Office, Figma, Miro, iCloud, Google Drive и пр.) – 13 %
  • игр (Minecraft, World of Tanks и т. д.) – 6 %
  • всё вышеперечисленное – 11 %
  • 3 % респондентов выбрали вариант «Другое» (Amazon, eBay, «туризм», «техника и электроника» и пр.)

ДОСТУПНЫЕ СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

На вопрос, как вы теперь оплачиваете зарубежные сервисы и товары в интернет-магазинах, 60 % участников опроса ответили, что отказались от платежей на сайтах и в приложениях, если отсутствует возможность оплаты привычным способом, доступ для пользователей из России или доставка в Россию. Остальные респонденты выбрали один из представленных вариантов ответов, статистика которых распределилась следующим образом:
  • 9 % теперь совершают платежи с баланса мобильного телефона (если возможно)

  • 7 % оформляют заказы через посредников (CDEK Forward, Почта Global и т. д.)
  • 6 % просят привезти нужные товары родственников/знакомых из-за границы
  • 4 % покупают всё, что нужно, в путешествиях за границей
  • 2 % используют криптовалюту
  • 2 % открыли карту международной платежной системы в другой стране

  • 2 % используют карту UnionPay РФ и 2 % – электронные сертификаты
  • 6 % респондентов ответили «Другое» (совместные покупки, QIWI и др.)
«УШЕДШИЕ» БРЕНДЫ

Согласно результатам опроса Мобикеш чуть больше четверти респондентов (26 %) заметили отсутствие привычных зарубежных товаров и сервисов и полностью отказались от них. 25 % участников опроса сообщили, что не заметили отсутствия брендов и приобретают всё, чем пользовались раньше, так как эти сервисы и товары по-прежнему доступны для россиян. Заметили уход ряда брендов и теперь предпочитают использовать российские аналоги 20 % респондентов (на 4 % выше аналогичного показателя из прошлого исследования Мобикеш); аналогичную продукцию других зарубежных марок выбирают 14 % опрошенных. 10 % участников опроса не заметили отсутствие привычных зарубежных брендов и продолжают пользоваться привычными товарами и сервисами благодаря параллельному импорту, а 5 % – за счет того, что поставщики вернулись в РФ под другими названиями.
25 % участников опроса сообщили, что не заметили отсутствия брендов и приобретают всё, чем пользовались раньше, так как эти сервисы и товары по-прежнему доступны для россиян
ИЗМЕНЕНИЯ РАСХОДОВ И РОСТ ЦЕН

51 % респондентов стал покупать меньше, а тратить больше из-за роста цен на импортные товары и сервисы. Больше трети (35 %) покупают столько же, но тратят больше, и 14 % не заметили роста цен.

Почти четверть респондентов (23 %) отмечают, что траты на оплату зарубежных товаров и сервисов выросли на 20 %; для 19 % расходы увеличились на 10 %; для 17 % – на 30 %; 13 % рассказали, что расходы на оплату зарубежных товаров и сервисов выросли на 50 %; 7 % опрошенных тратят теперь больше на 50–75 % и 10 % – на 75–100 %, остальные респонденты (11 %) выбрали вариант «более чем в 2 раза». Суммарно ежемесячные расходы на такие покупки составляют:

Таким образом, до 3000 руб. теперь тратят 49 % респондентов – на четверть меньше чем по итогам исследования, проведенного Мобикеш в мае 2022 г.
  • до 300 руб. для 15 % респондентов

  • от 300 руб. до 1000 руб. – для 17 %

  • от 1000 руб. до 3000 руб. – для 16 %

  • от 3000 руб. до 5000 руб. – для 18 %

  • от 5000 руб. до 10 000 руб. – для 19 %

  • от 10 000 руб. до 25 000 руб. – для 12 %

  • от 25 000 руб. до 50 000 руб. – для 2 %

  • свыше 50 000 руб. – для 1 %

ПОРТРЕТ РЕСПОНДЕНТА
В опросе приняли участие почти равное количество мужчин (49 %) и женщин (51 %) следующих возрастных категорий: 18–25 лет (3 %), 26–30 лет (8 %), 31–35 лет (20 %), 36–40 лет (24 %), 41–45 лет (21 %), 46–50 лет (6 %), старше 50 лет (18 %). Подавляющее большинство участников опроса (75 %) работают по трудовому договору; 10 % не работают и не учатся; 6 % самозанятые; 4 % имеют свой бизнес (владелец ООО или ИП); 1 % фрилансеры; 4 % выбрали вариант «Другое», в качестве дополнения указав «пенсионер», «декретный отпуск» или никак не пояснив свой ответ.
О сервисе Мобикеш

Мобикеш – моментальные платежи для бизнеса на месте продаж и онлайн. Партнерами сервиса являются более 3000 предприятий – от частных продавцов и рыночных киосков до крупных розничных сетей, благотворительных организаций, коммунальных предприятий и банков. Подробная информация о сервисе – на сайте mobicash.ru.