Система быстрых платежей: выгода для бизнеса и его клиентов

По итогам третьего квартала россияне оплатили с помощью Системы быстрых платежей свыше 112 млн покупок, что превышает суммарный показатель за весь предыдущий период ее работы – с января 2019 года до июля 2022; а количество предприятий торговли и сервиса, принимающих оплату через СБП, по сравнению с предыдущим кварталом увеличилось на 25 % и составило 452 тысячи (источник – Банк России). Положительная динамика развития СБП объясняется наличием ряда преимуществ как для бизнеса, так и для его клиентов. Если ваше предприятие еще не подключено к СБП, то рекомендуем обратить внимание на этот способ приема платежей. Рассказываем, как работает Система быстрых платежей и чем она полезна бизнесу.

Система быстрых платежей – сервис Банка России, позволяющий оплачивать товары и услуги с помощью денежных переводов между счетами физических и юридических лиц. Принимать платежи через СБП предприятия могут в офлайне и онлайне с помощью QR-кода, платежной ссылки или кнопки.

При всех сценариях оплаты через СБП клиент сможет заплатить без карты, используя смартфон или другой гаджет, с которого можно открыть онлайн-банк или банковское приложение. Порядок оплаты через СБП для вашего клиента следующий:

Отсканировать QR-код или перейти по ссылке
Выбрать банк
Подтвердить платеж

Для ваших клиентов такой способ оплаты станет удобной альтернативой ушедшим из России зарубежным сервисам бесконтактных платежей (Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay). Кроме того, ваши клиенты смогут принять участие в розыгрыше денежных призов от СБП: ежемесячно пять пользователей СБП получают по одному миллиону рублей и 35 тыс. – по одной тысяче рублей.

Прежде всего, для предприятий комиссия за прием платежей по СБП ощутимо ниже, чем при использовании других способов. Для социально значимых сегментов, таких как медицина, благотворительность, образование, транспорт, ЖКУ, телеком, почтовые услуги, страхование и пр. (полный список здесь), действует ставка 0,4 %, для остальных сегментов – 0,7 %.


Более того, до 31.12.2022 действует программа компенсации расходов за использование СБП: согласно этой программе предприятия малого и среднего бизнеса получают возврат комиссии напрямую от банка – участника СБП без обращения в банк и предоставления дополнительных документов. Поэтому, по сути, сейчас платежи проходят и вовсе без комиссии. Посмотреть, какие банки компенсируют расходы на комиссию, можно здесь.


Также при подключении к СБП бизнесу не нужно приобретать дополнительное оборудование и нести расходы на его обслуживание, поскольку принимать платежи можно даже без терминала

– по QR-коду, с помощью платежной кнопки или ссылки.


Помимо возможности сократить расходы на эквайринг, еще одним важным фактором для бизнеса, говорящим в пользу СБП, является мгновенное зачисление денежных средств на расчетный счет предприятия, в противовес обычному эквайрингу, когда этот процесс занимает до трех дней. Для многих предприятий задержка денежных поступлений влечет за собой кассовый разрыв и растущую кредиторскую задолженность, а также невозможность обеспечить бесперебойную работу компании.

До 31.12.2022 действует программа компенсации расходов за использование СБП: согласно этой программе предприятия малого и среднего бизнеса получают возврат комиссии напрямую от банка – участника СБП без обращения в банк и предоставления дополнительных документов.

Что могут посчитать недостатком при работе с СБП

Если говорить об отдельных нюансах Системы быстрых платежей, то можно было бы отметить установление Центробанком РФ лимита на перевод – не более одного миллиона рублей за одну операцию (банки могут назначать свой минимум), однако вряд ли это можно считать серьезным недостатком: ваш клиент при желании всегда может разбить сумму и заплатить частями.


Для оплаты по СБП банк клиента должен входить в список участников; между тем, к Системе уже подключились 212 банков, и их число постоянно растет, поэтому большинство ваших клиентов, вероятно, смогут воспользоваться этим способом оплаты.


Трудности могут возникать у клиента при желании заплатить кредитной картой, но ряд банков, поддерживающих СБП, разрешает платежи с таких карт.

Какому бизнесу подходит прием платежей через СБП

На вопрос, какому бизнесу подходит прием платежей через СБП, можно ответить – любому. Особенно учитывая, что вопрос оптимизации затрат без потери качества клиентского сервиса, пожалуй, сейчас как никогда актуален. Среди сегментов, которым в первую очередь стоит обеспечить своим клиентам платежи через СБП, можно выделить следующие:

  • Ритейл
  • Ecom
  • HoReca и др.

СБП может работать в любом канале продаж: на кассовом ПО, на терминале, на смартфоне, в мобильном приложении или на сайте, в соцсетях и в мессенджерах и пр. Поэтому многие крупные бренды уже предлагают своим клиентам оплату через СБП.
  • Ритейл
  • Ecom
  • Телеком
  • HoReСa

Технологией Мобикеш СБП активно пользуются несколько крупных банков России. В ближайшее время мы планируем запустить аналогичное решение для бизнеса. Оставьте заявку, чтобы первыми получить предложение от Мобикеш на специальных условиях.

Хотите организовать прием платежей с помощью СБП?
Напишите нам, и мы свяжемся с вами в ближайшее время